Распечатать

Статья 141. Организация учебно-воспитательного процесса


1. В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и культурного уровня.


2. Общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и профессиональное обучение осужденных осуществляются в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.


3. Несовершеннолетним осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях.





1. Воспитательная работа представляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, духовному, физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Позитивное воздействие на осужденных осуществляется путем включения их в различные сферы жизнедеятельности - трудовую, общеобразовательную, общественную, неразрывно связанные и взаимодополняющие друг друга.

И работа, и учеба, и участие в самодеятельных организациях призваны обеспечить исправление осужденных и подготовить их к жизни на свободе. Достижение единых целей возможно только при единстве процесса оказываемого на осужденных влияния. Комментируемая статья регулирует одно из направлений работы с несовершеннолетними, а именно организацию учебно-воспитательного процесса.

Средствами достижения стоящих перед учебно-воспитательным процессом целей являются формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9 УИК РФ).

Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации <1> предписывает проводить воспитательную работу дифференцированно с учетом психофизических особенностей, свойственных подростковому возрасту, и индивидуальных особенностей подростков с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных.

--------------------------------

<1> Утверждена Приказом Минюста России от 28.02.2000 N 77.

Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник колонии. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника колонии по воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, старшие воспитатели (они же начальники отрядов) и воспитатели, психологи, старший инспектор по физкультурно-спортивной работе, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков, другие работники колонии.

Высшим методическим, постоянно действующим коллегиальным органом в колонии является учебно-воспитательный совет.

Воспитательная работа строится так, чтобы обеспечить координацию усилий работников общеобразовательной школы, режимных, оперативных и производственных отделов, частей по вовлечению всех сотрудников колонии, общественных объединений, религиозных организаций, родителей и близких родственников осужденных в решение задач по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях.

Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в воспитательной колонии, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание и др. Организуется такая работа в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого-педагогических методов.

Групповые и массовые формы воспитательной работы включают занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковую работу, участие в деятельности самодеятельных организаций и др., охватывают различные по величине группы несовершеннолетних и направлены на обучение подростков общению и взаимопомощи, укрепление правопорядка и дисциплины в воспитательной колонии.

Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде и отделениях.

Постоянно действующим совещательным органом в отряде, призванным оказывать помощь начальнику отряда в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, является совет воспитателей отряда, в состав которого входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета.

2. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Образовательная деятельность является одним из направлений воспитательной работы, и для ее осуществления в колониях организуется получение осужденными общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. Обязательному обучению в школе подлежат все осужденные, не имеющие основного общего образования. В соответствии с Приказом Минюста России от 21.11.2005 N 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" <1> отвлекать осужденных от уроков запрещается, а осужденные, обучающиеся в IX и XI (XII) классах, на время подготовки и прохождения государственной (итоговой) аттестации приказом начальника воспитательной колонии освобождаются от работы. Учебный процесс не прерывается ни на время водворения осужденного в дисциплинарный изолятор, ни на время пребывания его в строгих условиях отбывания наказания.

--------------------------------

<1> БНА. 2005. N 49.

Профессиональная подготовка организуется по специальностям с учетом потребностей современной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Она осуществляется по планам, разрабатываемым на основе примерных учебных планов профессиональной подготовки, утверждаемых нормативными актами Минобрнауки России. Примерные учебные планы предусматривают подготовку рабочих по профессиям первой ступени квалификации.

Перед выходом на производственное обучение и практику в обязательном порядке проверяются знания обучающихся по правилам безопасности труда. По окончании теоретических занятий проводится экзамен по специальному курсу профессионального цикла.

3. Для облегчения процесса социальной адаптации несовершеннолетних после освобождения закон разрешает им в период отбывания наказания заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (техникумах, колледжах, институтах, академиях, университетах). Администрация исправительного учреждения должна по возможности оказывать им в этом содействие.

Все кодексы РФ