Распечатать

Статья 183. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания


Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.





Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В юридической литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права. Поэтому комментируемая статья лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

УК РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно-досрочно, в течение не отбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - "уполномоченным на то специализированным государственным органом". Точное название последнего, видимо, будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии со ст. 6 Закона о введении в действие УИК РФ.

Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 24.07.2007) <1> предусмотрено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2001. N 3. Ст. 216; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4849; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 17. Ст. 1485; 2006. N 2. Ст. 174; 2007. N 27. Ст. 3215; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции проводят индивидуально-профилактическую работу с определенными категориями несовершеннолетних, включая лиц: условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием; получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.

Индивидуально-профилактическая работа предусматривает воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, оказание ему различного рода помощи, а также контроль за его поведением.

Все кодексы РФ